Формы работы в рамках центра ранней помощи "Успешный старт"

ИГРОВЫЕ СЕАНСЫ

Данная групповая форма занятий предполагает свободный выбор детьми игр, игрушек, деятельности в подготовленном игровом пространстве в течение 1 часа. Подготовленная среда  включает ограниченное количество игрушек, материалов, оборудования, которые стимулируют разные виды игровой активности детей в возрасте от 1,5 до 3,5 лет: двигательную, сенсорную, художественную, конструктивную, исследовательскую, игру «понарошку». На начальном этапе занятия минимально структурированы, включают короткое время для удержания общего внимания группы «в кругу» вначале и в конце встречи.  Игровые сеансы, как и любые другие занятия в системе ранней помощи, проходят с активным участием родителей (заботящихся взрослых) и отлично подходят для любого ребенка, в том числе для детей, которые испытывают трудности в области социального взаимодействия со сверстниками, которым непросто концентрировать и удерживать внимание на определенном виде деятельности, доводя игру до конца.

Количественный состав группы – не более 6-7 детей. Постепенно, при поддержке ведущих группы и родителей ребенок  учится играть рядом с другими детьми, обращая на них внимание, включаться в совместные игры и ситуации коммуникации и взаимодействия.

Программа «Школа бережного развития – первый год».

Занятия в группе «Бережное развитие – первый год» основаны на Пражской программе ПЕКИП «Родители и дети».

Цели программы.

  1. Способствовать позитивному развитию взаимоотношений родителей и ребенка.Программа создает условия для построения позитивных отношений между родителями и детьми через совместные переживания, игры, движение, радость общения. Благодаря целенаправленному наблюдению за своими детьми родители будут лучше понимать потребности детей и правильно реагировать на их поведение.

Практическое применение научных знаний и опыта способствует правильному обращению с детьми, а также проявлению способностей самих родителей. Работа в группах начинается уже с 4-6-й недели жизни ребенка и сопровождает развитие младенца в течение всего первого года жизни.

  1. Поддерживать развитие ребенка.Грудной ребенок может сам показать родителям, в каком ритме, темпе и направлении идет его развитие. Подвижные игры – это активные формы обучения, из которых младенец «формирует» собственную игровую программу в зависимости от своих возможностей и потребностей.

Движение и игра с самого раннего возраста становятся посредниками между ребенком и необходимыми ему для полноценного развития способностями, растущими душевными и физическими силами.

  1. Способствовать обмену опытом между родителями.Участие в группах  предоставляет шанс взрослым заложить фундамент для создания многих важных воспитательных принципов. В группах происходит интенсивный обмен опытом в области взаимоотношений и развития детей. На основе этого обмена и проживания многих конкретных ситуаций совершенствуются возможности самих родителей.
  2. Поддерживать общение детей друг с другом.Программа предоставляет детям первого года жизни возможность быть вместе со своими сверстниками и впервые налаживать социальные связи в присутствии родителей. Благодаря регулярным встречам возникает доверие не только к родителям, но и к другим взрослым.

Стандарты, определяющие работу в группах «Бережное развитие – первый год», ориентируются на стандарты ПЕКИП- групп (это целостный подход к развитию и воспитанию ребенка, к укреплению семейных связей.)

Группа «Бережное развитие – первый год» состоит примерно из 6 взрослых и их детей, по возможности одного возраста. Работа в группе начинается с младенцами в возрасте 4–6 недель.

Можно начинать и с детьми более старшего возраста. Развитие детей необходимо сопровождать и поддерживать в течение всего первого года их жизни. Встречи происходят один раз в неделю и длятся 90 минут – до или после обеда; при этом одевание и раздевание младенцев является частью занятий. Работа групп проводится в просторном, теплом и чистом помещении. 

Они позволяют сопровождать и поддерживать развитие детей, а также передавать знание взрослым деятельно и позитивно, в конкретных ситуациях. В качестве пособия для демонстрации используется кукла.

Что дает группа родителям.

В рамках программы проводится групповая педагогическая работа с родителями и их детьми первого года жизни. Занятия проводит руководитель группы. Это люди, имеющие социально-педагогическое/ психологическое образование, окончившие профессиональные курсы повышения квалификации.

На занятиях групп родители под руководством ведущего играют с детьми, беседуют друг с другом и при этом занимаются упражнениями по программе.

В рамках группы молодые семьи общаются с другими семьями, делятся опытом. Родители приходят на занятия и для того, чтобы научиться играть со своими детьми, и для обсуждения своих конкретных повседневных проблем, таких как кормление, сон и развитие ребенка. В группе родители учатся новому, а дома пробуют применять полученные знания на практике.

В группах всегда открытая, доверительная, спокойная атмосфера, участники группы настроены дружелюбно, ведь разговор всегда идет о самом важном – о воспитании малышей. Мамы обсуждают между собой свои трудности, и такие разговоры помогают им победить неуверенность в себе, избавиться от чувства вины или обиды, настроившись на более позитивный лад.

В группах часто обсуждается проблема смешанных чувств родителей по отношению к ребёнку, например, когда ребенок нарушает их покой, постоянно просыпаясь по ночам. Обсуждение таких ситуаций в группе помогает родителям осознать, что, злясь на своего ребенка, они не перестают его любить.Интенсивные групповые занятия приводят к повышению социальной активности родителей. Часто в группах участницы объединяются и общаются вне занятий, проводят вместе время, ходят друг к другу в гости.

В группах руководитель стремится к тому, чтобы участники чувствовали себя комфортно и более раскованно. Это в равной степени относится ко взрослым и к детям. Руководители групп стремятся вникнуть в обстоятельства жизни и быта взрослых и детей. А они бывают очень разными.

В спокойной атмосфере группы родители лучше чувствуют, чего хотят их дети, чем дома, где, помимо всего прочего, им приходится заниматься другими делами. Игры взрослых с детьми помогают родителям и детям лучше понимать друг друга. Руководитель группы стремится к тому, чтобы развивать способности и навыки каждого ребенка. Играя со своим ребенком, мама начинают увереннее обращаться с ним и больше верить в способности ребенка. Только когда ребенок чувствует себя защищенным в эмоциональном плане, он может научиться чему-то новому. В этом возрасте очень важна близость родителей. Если мама встает, ребенок это сразу замечает и успокаивается только тогда, когда слышит ласковый голос и видит, где она находится. Родители сравнивают детей группы со своим ребенком. Они гордятся своим малышом, если видят, что он проявляет хорошую двигательную активность и, значит, хорошо развит. Других успокаивает то, что их ребенок развивается «нормально». Некоторых родителей тревожит, когда они замечают, что их малыш менее подвижен, чем другие дети. У каждого ребенка есть свои «достоинства» и «недостатки». Руководитель  группы вместе с матерью наблюдает за малышом, она может понять, что этот ребенок уже «хорошо говорит», или у него достаточно развита мелкая моторика, или он особенно хорошо и долго концентрирует внимание на одном предмете. Некоторые дети развиваются медленнее, потому что у них более спокойный характер и, возможно, их родители тоже спокойные люди. Замедленное развитие или нарушение развития могут иметь различные причины. Руководитель группы советует матери проконсультироваться с другими специалистами службы раннего вмешательства, если это необходимо.

Иногда мама очень расстраивается, видя, что ее ребенок не во всём и не всегда самый лучший. Но родители, которые рано узнают и стараются понять своеобразие своего ребенка, могут лучше принимать его и в дальнейшем – со всеми его особенностями и слабостями, не оказывая на него давления. В группе родителей радуют успехи развития не только своего ребенка, но и других детей. Руководитель группы показывает матерям, какие игры можно предложить детям на соответствующей ступени развития и как они способствуют развитию подвижности, чувств и восприятия мира. Она подходит к каждой маме индивидуально, и это помогает им в занятиях и играх. После того, как они обе понаблюдали за ребенком, она объясняет матери, как лучше в этот момент поддержать его индивидуальное развитие и избавиться от неуверенности.

Только благодаря повторению ребенок может усвоить полученный опыт. Хорошо, если мать уже знает, каким образом можно побуждать ребенка к активности. Для детей повторение не менее важно, чем разнообразие, потому что оно необходимо для развития мозга.

Что дает группа детям.

Малыши очень радуются, когда находятся в группе, особенно если они выспались. Поэтому, если ребенок устал, лучше немного опоздать на занятия или, наоборот, прийти пораньше. При регулярном посещении группы дети через некоторое время начинают узнавать помещение, других детей и взрослых. Если занятия группы проходят раз в две недели, некоторым малышам приходится снова привыкать к обстановке. То же происходит с детьми, посещающими группу нерегулярно. Большинство малышей чувствуют себя особенно хорошо, когда занимаются голышом. В этом случае они дольше и активнее двигаются. Уже в конце первых трех месяцев жизни ребенок демонстрирует своим радостным настроением и смехом, что ему нравится быть в группе. Он тянется к детям своего возраста. Дальнейшим направлением работы группы является общение детей между собой.

Исследование контактов между детьми выявили:

  1. Дети с интересом рассматривают друг друга.
  2. Они следят за тем, что делают другие.
  3. Один ребенок смотрит на другого и, общаясь с ним, двигает головой или телом, протягивает к нему руки. Чуть позже они начинают подползать друг к другу.
  4. Дети протягивают руки друг к другу, а позднее хватают друг друга руками.
  5. Дети смотрят друг на друга и «разговаривают», издавая различные звуки.
  6. Если ребенок плачет, другой часто из «солидарности» начинает плакать тоже.
  7. Дети улыбаются друг другу или общаются посредством мимики.
  8. Дети наблюдают друг за другом, начинают подражать друг другу и радуются этому.
  9. Дети касаются друг друга руками или всем телом. Поскольку иногда прикосновения бывают слишком резкими, взрослые помогают детям сделать их движения более осторожными.
  10. Дети играют рядом, иногда передают друг другу игрушки, отбирают, стараются удержать их у себя – и снова отдают.

Интересно наблюдать, как легко малыши идут на контакт и насколько позитивно их общение друг с другом.

 

Программа «Стимульная школа».

Занятия в группе «Стимульная школа» основаны на психолого-педагогической программе «Дитятко» и на методических материалах  Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства «Групповые формы работы в ранней помощи».

Цели:

1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.

2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

2. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей раннего возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).

3. Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с природными материалами, грязные, сыпучие  игры т.д.).

4. Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).

5. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.).

6. Речевое развитие (пальчиковая гимнастика).

Предполагаемые результаты для родителей:

  • Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желания и потребности малыша.
  • Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога):

Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

— создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;

— создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель — ребенок — специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».

Количество детей на занятии не должно превышать 6 человек.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Каждое занятие состоит из 4-х  основных блоков, приветствия, дидактической части и прощания.

  1. Приветствие. Приветственная песенка, знаменующая начало занятия + музыкальный инструмент.
  2. Речевое развитие. Пальчиковые, коммуникативные игры.
  3. Двигательное развитие (крупная, мелкая моторика). Дорожка препятствий и т.д.
  4. Игры, направленные на социально – эмоциональное развитие. Сопереживание героям сказок и т.д.
  5. Познавательный блок. Игры – исследования (из сыпучих материалов, конструктивных материалов, грязные игры) , творчество (рисование, лепка, аппликация).
  6. Дидактическая часть. Общение с мамами.
  7. Прощание. Ритуал + песенка.

Основные материалы и оборудование:

1. Просторное помещение или групповая  комната.

2. Стол для трапезы (в праздники), лепки, рисования, аппликации.

3. Бассейн для грязных игр.

4. Игрушки и игровое оборудование.

5. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, колокольчики, детская лира, металлофон.