В данном разделе содержатся материалы, предназначенные как для широкого круга профессионалов, работающих в области раннего детства, а так и для родителей, которые хотят получить ответы на вопросы о развитии и воспитании своих детей.

В разделе собраны: полезная информация, видео материалы, научно-популярные статьи и книги, которые будут полезны профессионалам и родителям. 

Методические рекомендации и информационные материалы, используемые в процессе обеспечения деятельности Центра:

Методические рекомендации по созданию программ и плана развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

Методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации

Информационные материалы по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

Информационные материалы, по выявлению детей с нарушениями в развитии, разработанные Министерством социальной защиты Российской Федерации

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно

Аутизм

Предлагаем вам статью Marina Olympidis "Развитие навыков коммуникации через использование Интенсивного Взаимодействия".
У вас как у педагога всегда найдется ребенок, о котором Вы беспокоитесь, кто не продвигается так, как Вы ожидаете, даже если Вы используете разные дополнительные программы и методы. В моем классе, в классе для детей с аутизмом, это был "Джон". Джон – десятилетний мальчик с умеренным или даже тяжелым аутизмом, осложненным столь же выраженными трудностями в обучении (интеллектуальными нарушениями – прим. ред.). Джон – не говорящий ребенок, он использует предметные символы как коммуникативную систему. Я учила Джона уже три года, но его достижения за этот период были очень ограничены. 
Особенно меня беспокоили коммуникативные навыки Джона. Джон редко вступал во взаимодействие со взрослым; визуальный контакт был редким и случайным; Джон не показывал никакого интереса к взаимодействию ни в каком виде активности. 
Мой собственный опыт базировался на основном образовании, полученном в Великобритании, где позже я работала в детском саду около пяти с половиной лет. В это же время я работала и учителем музыки. 
Приехав в Ирландию в 2001 году и не имея никаких знаний об аутизме, меня бросили "на линию огня", в класс из четырех человек с тяжелыми и разнообразными нарушениями. Мне были предложены многочисленные учебные курсы, в том числе по PECS и TEACCH. Все это было полезно для увеличения моих знаний, а также для того, чтобы помочь мне понять детей, которые были на моем попечении. Но свет в конце туннеля забрезжил, лишь когда в 2003 году я получила место на дистанционном учебном курсе по аутизму в колледже Святого Патрика в Дублине. В 2004 году в Бирмингемском университете я продолжила учебу для специалистов по аутизму. Сейчас я заканчиваю диссертацию, и у меня сложились некоторые выводы относительно работы с Джоном. 
  
Я начала диссертацию и исследования с Джоном в октябре 2006 года, используя стратегию вмешательства, известную как «Интенсивное Взаимодействие». Эта программа обычно начинается с того, что взрослый выбирает действия, которые ребенок делает, и затем следует за ними, повторяя их. Утверждается, что ребенок учится общаться через свои действия. Процесс продолжается, каждое действие повторяется. Если ребенок показывает различные действия или звуки, это также повторяется. Ответы взрослого помогают развивать очередность между учителем и ребенком (Nind and Hewett 2005, and Caldwell 2006). Взрослый работает с действиями ребенка. Фиби Колдуэлл ( Caldwell 2006) приводит отличную цитату, подытоживающую ту практику, которая сложилась у меня практически вне класса. По моему, в этой цитате суть обучения детей с аутизмом и того, как я вижу наш прогресс с Джоном с помощью Интенсивного Взаимодействия. 

«Если у меня аутизм и тяжелые трудности в обучении, тогда мои внутренние объекты и действия, которые для меня имеют значение и понятны, не созвучны вам, живущих во внешнем мире. Вы рассматриваете ценные для меня предметы как барьер, который должен быть уничтожен. Мои собственные звуки и движения игнорируются. Мои фиксации считаются нежелательными. То, что называется предметами для самостимуляции, например, листок бумаги, отбирается от меня, чтобы заставить меня «участвовать». 
Если вы хотите общаться со мной, это должно быть ценно для меня – потому что всё, что я выучил до сих пор – это то, что если я отправляю сигнал, то не получаю ответа, который бы имел смысл для меня. Мне нужно знать, что если я посылаю сообщение, то вы ответите на «моем языке». 
Источник: журнал InTouch, ноябрь 2007 г 
https://www.into.ie/ROI/Publications/InTouch/FullLeng..

Коллеги и родители, знакомы ли вы с концепцией "Лестница коммуникации" Джеймса Макдональда.

Джеймс Макдональд - автор книг и собственных программ, работает с детьми с коммуникативными нарушениями. 
Брошюру в моем переводе прикрепляю. Рисунок "лестница" на картинке. Примеры использования лестницы: 
1. Взаимодействие 
Ребенок: кряхтит (звуки без коммуникативного намерения). Взрослый (моделирует следующий шаг): кряхтит в ответ и удерживает зрительный контакт (звуки с намерением начать взаимодействие). Ребенок: удивлен и кряхтит снова специально (на этот раз уже глядя в глаза), ждет ответа взрослого. 
Чему учится ребенок? 
Если я произвожу какой-то звук, то могу получить ответ. Забавно имитировать друг друга и делать это по очереди. 
2. Взаимодействие 
Ребенок: тянется к бутылочке на столе, раскрывает и закрывает ладонь, переводя взгляд с объекта на взрослого и произнося какой-то звук (звук и жест (сигнальный) с коммуникативным намерением). Взрослый (моделирует следующий шаг): делает жест «пить», говоря ‘Пить… Ты хочешь пить.’ Дает ребенку бутылочку, говоря: «Вот тебе пить» (слова и жесты). 
Чему учится ребенок? 
Каждый раз, когда я показываю на бутылочку, то вижу один и тот же жест и один и тот же набор звуков (п-и-ть).…. В следующий раз, услышав слово пить, я посмотрю, на месте ли моя бутылочка. Я могу даже сделать жест или сказать слово «пить» и посмотреть, что будет. 
3. Взаимодействие 
Ребенок: использует жест Макатон «сесть» («сидеть») и говорит (словом) «стул» (слова и жесты). Взрослый (моделирует следующий шаг): копирует жест «сидеть» и затем комбинирует, использует вместе жест и слово, говоря: «Сесть? Ты хочешь сесть на стул?» 
Чему учится ребенок? 
Я могу комбинировать две идеи вместе (действие и место), используя жесты и слова, которые знаю. 
4. Взаимодействие 
Ребенок: говорит «машина ехать» (фраза). Взрослый (моделирует следующий шаг): говорит: Да, машина быстро едет! (предложение) 
Чему учится ребенок? 
Я могу общаться, используя большее количество идей одновременно. Кроме того, мы изменяем конец слова, чтобы сделать из «ехать» «едет», я замечу эти нужные изменения в словах и зачем они нужны после множества примеров. 

Источник: https://www.leedscommunityhealthcare.nhs.uk/our-servi.. - > подраздел Individual Toolkit Sections - > подраздел James D. MacDonald's Steps to Communication.